Сегодня существует 3 метода расчета стоимости раскрутки интернет-проектов в Google и Яндекс:
- по фактическому объему оказанных услуг;
- фиксированная плата по заданному перечню запросов;
- за трафик или позиции в топе.
По фактическому объему выполненной работы
Этот подход считается стратегически правильными. Для расчета точной стоимости услуг продвижения разрабатывается смета, в которой указываются все выполняемые работы, их стоимость и затраты нормочасов.
Обычно в смете указываются следующие виды работ:
- сбор и чистка семантического ядра;
- кластеризация ключевых запросов;
- технический аудит ресурса;
- создание структуры ресурса;
- разработка ТЗ для копирайтеров;
- разработка и размещение текстового контента;
- размещение внешних ссылок.
Затраты нормочасов обычно указываются условно. Задание может занимать на порядок больше или меньше времени. Так, на скорость сбора семантики влияет сложность тематики ресурса и число запросов. На затраты времени на организацию техаудита влияет специфика проекта, число страниц на сайте и т.д.
В ходе разработки сметы следует учитывать такие нюансы:
- Для ускорения работы желательно пользоваться специальными инструментами для автоматизации.
- Каждая цифра в смете должна быть четко аргументирована. Любой заказчик стремится уменьшить расходы. Поэтому необходимо уметь объяснять, что экономия на каком-то из этапов продвижения впоследствии негативно отразится на окончательном результате.
- Заказчик этой услуги должен быть предупрежден о том, что в ходе продвижения могут понадобиться дополнительные работы и, следовательно, расходы.
- Расценки в смете должны быть реальными и соответствующими тому объему работ, который предстоит выполнить. Не стоит раздувать или, наоборот, существенно снижать цену продвижения.
Фиксированная плата по заданному перечню запросов
В данном случае сначала выполняется разработка перечня запросов и определяется точная сумма этой услуги. В большинстве случаев владельцы интернет-проектов самостоятельно определяют необходимые ключевые запросы и только лишь запрашивают стоимость услуг в соответствии с исходными данными.
Ранее эта схема была более популярной. Это обусловлено тем, что еще несколько лет назад продвижение интернет-проекта заключалось в оптимизации контента и закупке необходимого количества ссылок. Сегодня алгоритмы поисковиков стали на порядок требовательнее. Поэтому и объем работ, необходимых для попадания в топ по конкретному запросу, существенно увеличился. Более того, зачастую сайт может быть успешно продвинут только после его доработки. Этот нюанс также способствует повышению стоимости услуг SEO-специалистов.
Правила расчета стоимости по заданному перечню запросов
Для расчета стоимости услуг раскрутки по конкретному перечню запросов необходимо использовать специальные коэффициенты:
- К1 – коэффициент, который определяет размер бюджета на контекстную рекламу. В нишах с небольшой конкуренцией и, соответственно, низкой ценой «контекста» этот показатель приближается к 1. В конкурентных нишах с достаточно высокими бюджетами этот коэффициент равен 0,2-0,3. В некоторых случаях он может быть еще меньше.
- К2 – коэффициент, который определяет качество интернет-проекта. Если он попал под фильтры, данный коэффициент увеличивается. Это обусловлено необходимостью вывода ресурса из-под фильтров. Качественные интернет-порталы имеют низкий коэффициент и, соответственно, меньший бюджет.
Остается добавить, что эти коэффициенты необходимо перемножить с ценой «контекста» по всему перечню запросов.
Для удобства сайтовладельцев в Яндекс.Директ есть специальный инструмент, прогнозирующий бюджет в соответствии с перечнем запросов.
За трафик или топовые позиции
Эта схема актуальна наполовину. Ее используют для оплаты за трафик. А вот плата за позиции сегодня практически не используется. Этот факт обусловлен тем, что поисковики начали адаптировать результаты запросов под каждого пользователя. Соответственно, один пользователь может увидеть ресурс в топе поисковой выдачи, а другой – на второй или третьей странице.
Расчет по числу посещений из поисковиков
Это способ предусматривает согласование определенного бюджета и бонуса в том случае, если спрогнозированные показатели будут улучшены.
Простой пример: заранее оговоренный бюджет предусматривает привлечение на ресурс до 10 тысяч пользователей из поисковиков. Но по факту сайт посетило более 12 тысяч пользователей. В этом случае каждое неплановое посещение дополнительно оплачивается по заранее оговоренной цене.
Чтобы упростить расчеты, большинство SEO-специалистов и заказчиков определяет стоимость одного визита и минимальный ежемесячный платеж за СЕО. Стоимость продвижения сайта будет равна произведению количества визитов из поисковиков и цене одного посещения.
Если итоговая стоимость будет меньше установленного минимального платежа, то исполнитель получает сумму этого платежа. Если же стоимость окажется больше, то исполнитель получает сумму за фактическое количество переходов. В этом случае минимальный платеж необходим для покрытия затрат на продвижение.
Расчет стоимости посещения
Для расчета стоимости перехода из поисковиков используется специальный понижающий коэффициент. Необходимость в нем обусловлена тем, что цена трафика из поисковика должна быть ниже стоимости «контекста». Для расчета этот коэффициент необходимо умножить на цену одного клика в контекстной рекламе.
Расчет в соответствии с позициями ресурса
Этот способ оплаты предусматривает использование такой же схемы – минимальный платеж и бонусы. Для определения доли запросов в топе поисковых систем используются онлайн-сервисы. Примером такого сервиса является Топвизор. В этом сервисе можно получить даже развернутую статистику интернет-проекта по различным поисковым запросам.
Выводы
В статье перечислены все основные способы расчета стоимости раскрутки интернет-проектов в популярных поисковиках. На практике могут использоваться и другие методы. При этом важно, чтобы клиенты понимали как формируется бюджет и какие нюансы на него влияют. Чем проще и прозрачнее услуги СЕО-специалиста, тем лучше его взаимодействие с заказчиком.